biber550 (biber550) wrote,
biber550
biber550

Categories:
  • Mood:

Суета вокруг дестроера или чисто английское кораблестроение. Продолжение.

[Начало тут.]https://biber550.livejournal.com/27614.html
Так появились эскортные шлюпы типа Гримсби (Grimsby-class sloop)

[Краткие ТТХ]Class overview
Operators:
Royal Navy (8)
Royal Australian Navy (4)
Royal Indian Navy (1)

Cost: £220,000 for Australian ships
Built: 1933–1940
In commission: 1934–1966
Completed: 13
Lost: 4
Preserved: 1
General characteristics RN Ships[1]
Displacement:
RN ships :
990 long tons (1,006 t) standard
1,480–1,510 long tons (1,504–1,534 t)
Length: 266 ft 3 in (81.15 m) o/a
Beam: 36 ft (11.0 m)
Draught: RN ships : 9 ft 11 in (3.02 m) – 10 ft 1 in (3.07 m)
Propulsion:
Parsons geared steam turbines
2 Admiralty 3-drum water-tube boilers
2 shafts
2,000 shp (1,500 kW)
Speed: 16.5 knots (19.0 mph; 30.6 km/h)
Complement: 100
Armament:
2 × 4.7 in (120 mm) Mark IX guns
1 × QF 3 inch 20 cwt anti-aircraft gun
4 × 3-pounder guns
15-90 Depth charges

Так дальше и пошло- эсминцы развивались по своему, шлюпы развивались по своему. Часть дестроерных флотилий по мере списания старых эсминцев потихоньку переформировывали в флотилии шлюпов. Так бы все и шло, но...
К сожалению у граждан одной центральноевропейской страны почему то болела попа. И сон у них изза этого был крайне плохой. То один то другой. просыпался среди ночи и не мог уснуть думая"Как так? Как так то?! Мы же самая аккуратная, самая трудолюбивая, самая прилежная, самая культурная и вообще правильная нация, с самой лучшей армией и вдруг проиграли войну..." ну вот крутились они крутились и накрутили себе вождя, который сказал что знает лекарство и пообещал вылечить навсегда, но только если ему позволят делать что ему вздумается. На том и порешили. Вождь заставил всех ходить строем с патриотическими песнями, а в свободное время от хоровой строевой приказал клеить много самолетиков, танчиков и лодочек, в том числе подводных. А вскоре по Судетам начали бегать коричневые человечки и местных немцев начало неудержимо рвать на родину. Вместе с местностью. т.е с куском Чехословакии. Пришлось лидерам союзных Чехословакии Англии и Франции ехать к вождю, то бишь фюреру, по германски, ехать на стрелку.В итоге Чехословакию слили, а всем сказали, что это великая победа мира над враждой и недоверием, а кто против, тот хейтер.
Чемберлен, тогдашний премьер-министр Англии, на следущий день после возвращения, собрал большое совещание промышленников и военных.
- Как все слышали- сказал он- я тут привез мир на сто лет, а это означает, что в течении года у нас гарантированно будет война, а может быть и раньше, так что через пять месяцев нам надо быть полностью готовыми к ней. Ну и как я понимаю, у нас нет ничего кроме линкоров, поэтому пусть каждый выступит и расскажет чего ему не хватает. А потом будем думать как с этим бороться.
Когда дело дошло до флота представитель адмиралтейства сказал:
-Вы не совсем правы, линкоров у нас тоже нет. но больше всего нам нужно много эсминцев с универсальными орудиями Г.К.
_Да будут у вас универсалки!-выкрикнули с места производители артиллерии.
-Когда?
-Это второй сложный вопрос- смутились артпроизводители.
И надо сказать это действительно был сложный вопрос. казалось бы что такого- заряди в обычную пушку зенитный снаряд, подключи соответствующий прицел и пали по самолетам, благо к этому периоду основные орудия стреляли уже весьма скоростными снарядами да и скорострельность была на уровне, но есть но. Если ствол обычного орудия задрать в зенит, казенник соответственно опустится вниз, и даже если при выстреле и не ударится о палубу, то пхать в почти вертикально стоящий ствол почти двухпудовые снаряды на уровне колен заряжающим будет несколько затруднительно, если же поднять повыше ось вращения ствола, что бы было удобно палить по самолетам, то при стрельбе по надводным целям , особенно на коротке, придется пихать снаряд в ствол где то на уровне ушей... Что бы такого не было, надо ось вращения ствола смещать ближе к казеннику, а это гидравлические компенсаторы да еще и работающие в большом диапазоне углов, желательно и досылатели, и переменные тормозы отката, да и полик качающийся тоже желательно. Да что бы все это быстро крутилось, а значит силовые привода, да что бы вся эта тряхомудия работала и при качке и от тропиков до Арктики с будь ее неладной Антарктикой. Все это было по плечу промышленности Британии, но во время не кинулись пытаясь обойтись дешевыми решениями- умеренными углами подъема, ровиками вокруг артсистемы, а усилия приложили к тяжелым универсалкам, потом увлеклись межпалубными установками. В сухом остатке вышло, что к описываемому периоду универсалок пригодных к установке на дестроры не было и не понятно было когда будут. Кроме 4" спарки. Что как Г.К. было явно маловато.
-А если без универсалок?
-Без универсалок можно-обрадовались кораблестроители- без универсалок вполне. Приходите через три года. А че это вы так побледнели? Мы пошутили- через два года и восемь месяцев!
-А быстрее?- дружно спросили все присутствующие.
-Так это быстро- смутились кораблестроители...
И тут кому то пришла в голову гениальная идея:
- А если строить маленькие эсминцы,с маленькими универсалками, тонн эдак на 900, за сколько сделаете
-За два года справимся.- ответили кораблестроители.
-А зачем нам маленькие эсминцы?- удивились флотские моряки.
- Ну будете их применять там где можно обойтись ими, вот настоящие эсминцы и высвободяттся для серьезных задач.
Это конечно дико усложняло планирование, так как военный план, как строительство стены, лучше строить из одинаковых кирпичей, а когда часть кирпичей другого размера, да еще и пирамидальные, то даже простое становится сложным, но вообще без кирпичей и совсем строить не получится, поэтому согласились.
-А как назовем это? Шлюп?
-Нет-ответили адмиралтейские- назовем это Дестроер. Эскортный Дестроер.
Только все потребовали делать максимально быстро.
А как быстро создать новый проект? Да все просто- надо взять что то похожее и быстренько переделать в то что надо. Вот и взяли то до чего доэволюционировали к тому моменту эскортные шлюпы- дальнерадиусный эскортный шлюп ПВО Биттерн:

[Краткие ТТХ]Class overview
Name: Bittern class
Builders:
William Denny & Brothers, Dumbarton, United Kingdom
John Brown Shipbuilding & Engineering Company Limited, Clyde, UK
J S White & Company, Cowes, UK
Operators: Royal Navy
Built: 3
Lost: 1
Retired: 2
General characteristics [1]
Type: Sloop-of-war
Displacement: 1190 Tons
Length: 266 ft (81 m)
Beam: 37 ft (11 m)
Propulsion:
Geared steam turbines on two shafts
3,300 hp
Speed: 18.75-knot (34.73 km/h)
Complement: 125
Armament:
Stork, Bittern
Six 4-inch (102 mm) AA guns (3 × 2)
Four 0.5-inch (13 mm) AA guns (1 × 4)
Depth charges 90
Enchantress (as designed):
Four 4.7 inch guns (4 × 1)
Four 0.5-inch AA guns (1 × 4)
Depth charges 60

И перекроили по новому. Тут стоит отметить, что во многих источниках генезис ведут к типу Блэк Сван:

[Краткие ТТХ]Class overview
Name: Black Swan class
Operators:
Royal Navy
Royal Indian Navy
German Navy
Built: 1938–1946
In commission: 1939–1967
Planned: 42
Completed: 12 (original) + 25 (modified)
Cancelled: 5
Lost: 6
General characteristics
Type: Sloop-of-war
Displacement:
1,250 tons original
1,350 tons modified
Length: 299 ft 6 in (91.29 m)
Beam:
37 ft 6 in (11.43 m) original
38 ft 6 in (11.73 m) modified
Draught: 11 ft (3.4 m)
Propulsion:
Geared turbines, 2 shafts:
3,600 hp (2.68 MW) (original)
4,300 hp (3.21 MW) (modified)
Speed:
19 knots (35 km/h) (original)
20 knots (37 km/h) (modified)
Range: 7,500 nmi (13,900 km) at 12 kn (22 km/h)
Complement:
180 (original)
192 (modified)
Armament:
6 × QF 4 in (102 mm) Mk XVI AA guns (3 × 2)
4 × 2-pounder AA pom-pom
4 × 0.5-inch (12.7 mm) AA machine guns (original)
12 × 20 mm Oerlikon AA (6 × 2) (modified)
Depth charges 40 (110 modified)

Однако это не так, обе коробки это поросль из одного корня- шлюпа Биттерн. Просто Блек Сваны это его развитие приспособленное под большую серию.
В общем подрезали ширину, поставили большей мощности ПТЗ, причем за счет более технологичной установки вписались в вес исходной и почти в ее же габариты. Обжали помещения, уменьшили надстройки. максимально облегчив дабы сохранить остойчивость, вооружение- три спарки 4" универсалок сохранили, но перекомпановали с целью опять таки сохранения остойчивости. Получившееся понесли по инстанциям. Когда дошли до главного по торпедам тот спросил:
-А это что такое?
-Дестроер, Эскортный дестроер...
-Так если это дестроер, так где у него торпеды?!
-Ох ешкин кот!- подумали проектировщики-щас дорисуем!
И дорисовали четырехтрубный торпедный аппарат, решив что если что уберут одну спарку 4".
Дошли до главного ПВОшника.
- А какие у них главные враги?- спрсил тот.
-Ну малые плавсредства да авиация- ответили проектировщики.
-А где у него тогда МЗА?
-Ну вот пулеметы...
-Какие пулеметы! Где у него МЗА?!
-Ох ешкин кот!-подумали проектировщики, а в слух сказали-щас дорисуем!
Тут надо сказать, что с МЗА в Британии тоже все было не так просто. Пом-пом, т.е двухфунтовый 40мм автомат, они штамповали еще с ПМВ, но вот с установками... Дело в том. что в середине тридцатых годов бриты провели исследование из которого вышло, что одиночный и спаренный пом-помы за время атаки пикировщика, то есть от потолка досягаемости пом-пома до сброса бомб, не успевают выпустить достаточное для поражения количество снарядов. И их сняли с вооружения оставив только счетвереннную и свосьмеренную, так называемые квардруп и октопус соответственно, установки. Так вот самая легкая, квардруп, весила столько же сколько спаренная 4" универсалка, да еще и имела более высокий центр тяжести так как боекомплект укладывался рядом с установкой.
Но дорисовали.
Потом отнесли эскизы кораблестроителям, бо надо было быстро делать. Те сделали наколенную прикидку потребных материалов. В Адмиралтействе посмотрели, и попросили убрать из применения сталь высокого сопротивления. Бо ее всюду было надо и не хватало.
Посчитали, вышло, что перегрузить прийдется на сто тонн, то есть водоизмещение превысило 1000тонн. Но стоимость и время постройки даже немного уменьшились. Но и на узел упала максимальная скорость. С этим примирились.
Вот только в основном этот вес пошел на усиление палубы и верха бортов в местах перехода от полубака. И остойчивости явно не благоприятствовало.
А остойчивость это было больное место британских проектировщиков. Как то английский новейший броненосец из за низкой остойчивости булькнул вместе с людьми, офицерами, матросами и ,как высшее воплощение справедливости, с главным конструктором сего временно плавающего недоразумения. С тех пор у них был заведен порядок что остойчивость, и продольную и поперечную, нового корабля независимо считали два проектировщика- главный конструктор и неучаствующий в проекте независимый рассчетчик. Но когда проэктировался эскортный дестроер адмиралтейство одновременно тянуло несколько проектов и рассчетчиков не хватало. И времени не хватало. Тогда главный конструктор поймал в курилке какого то рассчетчика и со словами "от курения кони дохнут!" впихнул ему рассчет поперечной остойчивости окончательно согласованного эскиза. А сам влез в муторный рассчет продольной остойчивости. И ничего не было бы страшного, рассчет поперечной остойчивости, даже с учетом разных водоизмещений и посадок, дело простое и вбиваемое будущим кораблестроителям с первых шагов в профессии. Но припаханный был из другого отдела и пока передавали чертежи, а это даже в либеральной Британии, весьма бюрократическая процедура, перепутали и передали НЕ ТЕ Чертежи!!! Как минимум раннего варианта, но злые языки говорят вообще про исходный Биттерн! Эстественно заключение было. что остойчивость в норме...
А дело кипело. Первые кили заложили за три месяца до утверждения проекта. Проект утвердили в карандаше! Дело для Британии, да и в общем то для всего мира весьма неслыханное, проект положено утверждать в туши. Но в тушь перевели еще через пару месяцев. К тому времени первые корпуса уже подходили к концу стапельного периода.
И вот спихнули первый.
В Адмиралтействе раздался звонок с верфи:
- Искренне поздравляем!!! Это будет потрясающий противолодочный корабль!!! Но у нас есть два предложения: перенести антенну асдика прямо на ходовой мостик и раз в пять увеличить диаметр винтов и площадь руля.
-?!!!!!
-Ну дело в том, что когда мы закончим постройку то он сразу перевернется и асдик окажется в воздухе и винты в воздухе будут иметь при нынешнем диаметре очень малый КПД...
-Как перевернется?!!!
-Ну скорее всего вверх килем...
Грянули разборки. Но быстро. Торпедный аппарат сразу ликвидировали, сняли одну спарку универсалок, еще ужали надстройки, но перевес из за исключения стали высокого сопротивления убрать уже было нечем и пришлось уложить 70тонн балласта. Остойчивость пришла в британские нормы.
Так и родились Эскортные Дестроеры типа Хант первой серии:

[Краткие ТТХ]General characteristics Type I
Displacement:
1,000 long tons (1,020 t) standard
1,340 long tons (1,360 t) full load
Length: 85 m (278 ft 10 in) o/a
Beam: 8.8 m (28 ft 10 in)
Draught: 3.27 m (10 ft 9 in)
Propulsion:
2 Admiralty 3-drum boilers
2 shaft Parsons geared turbines, 19,000 shp (14,170 kW)
Speed:
27.5 knots (31.6 mph; 50.9 km/h)
26 kn (29.9 mph; 48.2 km/h) full
Range:
3,500 nmi (6,500 km) at 15 kn (28 km/h)
1,000 nmi (1,850 km) at 26 kn (48 km/h)
Complement: 146
Armament:
4 × QF 4-inch (102 mm) Mark XVI guns on twin mounts Mk. XIX
4 × QF 2-pounder (40 mm) Mk. VIII AA guns on quad mount MK.VII
2 × 20 mm Oerlikon AA guns on single mounts P Mk. III
40 depth charges, 2 throwers, 1 rack


То би континед.
Tags: дестроер, сказки на ночь, филосо, флот.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 13 comments

Recent Posts from This Journal