biber550 (biber550) wrote,
biber550
biber550

Categories:

О слонятах не Фишера.

Тема крейсеров с 9.2"неоднократно всплывала в обсуждениях перспективных кораблестроительных планов Британии вплоть до концв классической эпохи брони и пара. Если вспомнить, сам Инвинсибл в проекте был классической "башенной фермой" с орудиями калибра 9.2". Но изучение последствий попаданий русских 12" и 10" снарядов в японские корабли в Шантунге окончательно склонили англичан к 12" орудиям ГК. В том числе и поэтому после Минотавра ни один крейсер с 9.2" орудиями не был построен. Тем неменее свой след в истории развития кораблестроения они оставили.
Рассмотрим один из них.
Крейсера проекта Е.
Первый раз этот проект всплыл во время обсуждения дальнейшей, после Дредноута и Инвинсибла, кораблестроительной политики. Либеральное правительство Асквита экономило на всем поэтому и было выдвинуто предложение о постройке вместо ЛКр с ГК в 12" серии БрКр с 9.2" ГК.
E: 15,750 tons, 4x2 9.2in, 16x 4in, 25kts, 6in max belt thickness, estimated cost £1.45 million (or £1.1 million for a smaller 3x2 9.2in version)(D.K. Brown "The Grand Fleet.")
Адмиралтейство и моряки подвергли проект критике, так как уже было известно о строящихся немецких ЛКр с 11" ГК. Проект не пошел. Однако уже в 1913 году Второй Морской Лорд Джон Джелико предложил ТЗ на крейсер со схожими параметрами. Мотивировка была следующей- новые ЛКр(кошки) очень увеличились в размерах и огневой мощи. Они стали неотъемлимой частью главных сил наряду с линкорами. Но изначальные задачи- перехват скоростных рейдеров (новые КрЛ немцев и переоборудованные океанские лайнеры), поддержка скаутских операций никуда не делись. По этому ТЗ ДНС сер Юстас Теннисон Д'Эйнкорт проработал два эскизных проекта получивших обозначение Е2 и Е3 и классификацию "Fast Armored Cruiser"(скоростной БрКр) так как должены были сочетать ГК как на старых БрКр и скорость новых ЛКр.
E2: 15,500 tons, 4x2 9.2in, 8x 6in, 28kts, 6in max belt thickness, estimated cost £1.35 million
E3: 17,850 tons, 4x2 9.2in, 8x 6in, 28kts, 6in max belt thickness plus a 4in upper belt under the 6in battery, estimated cost £1.5 million(D.K. Brown "The Grand Fleet.")
Фотографии рабочей тетради Д'Эйнкорта с проработками крейсеров из НММ Гринвич.





Признав необходимость таких крейсеров, постройку их все таки не одобрили. В условиях и так больших расходов на кораблестроение, их стоимость сочли слишком большой. Для исполнения же их функций посчитали достаточным привлечь ЛКр типов Инвинсибл и Индефатигебл.
Для большего понимания контекста обоих решений (строим/не строим) стоит упомянуть, что в тот момент царил оптимизм по поводу характеристик строившихся линкоров типа Куин Элизабет. С самого начала этот проект проходил под названием "крейсер" и "большой крейсер" и при вооружении сверхдредноута и соответствующем бронировании должен был развивать 26у+ (Индефатигебл стандарт). Оптимистические рассчеты показали даже возможность достижения 28у скорости на испытаниях, о чем Черчилль с радостью сообщил и Джеллико и Фишеру, который даже не имея официального поста сохранял значительное влияние на руководство флота. А дальше началось. Оказалось, что все хотелки в 27500 тонн не лезут и нормальное водоизмещение будет где то 29000 тонн. Вместо переработки проекта на новое водоизмещение решено было смириться. Скорость упала до 25у+ но в принципе еще удовлетворяла моряков. А дальше смена ДНС. Отказ от тонкотрубных котлов чисто нефтяного отопления в пользу толстотрубных смешанных. Плюс отказ от редукторных турбоагрегатов. В итоге королевы на испытаниях при водоизмещении около 30000 тонн развили 23.5 у. И Джелико был вынужден рассчитывать на шестерку иблов и четыре кошки. Естественно о том что бы выделить иблов для усиления скаутинга речь уже не шла, британская линия ЛКр выглядела неоднозначно на фоне немецкой.
С приходом Фишера к командованию флота тема постройки крейсеров закрывающих вышеуказанные потребности была опять поднята и решена намного более интересным и авангардным дизайном. О котором было изложенно раньше.
Tags: Фишер, Флот., генезис проектов., история, капшипы, крейсера, линкоры., скаут
Subscribe

  • Отвечать так отвечать.

  • Слоны идут на юг.

    Оказывается творения Джеки Фишера произвели определенное впечатление и на кораблестроителей других стран. Выдающийся итальянский инженер майор Nabor…

  • Самый фишеровский дредноут.

    Фишера принято называть отцом Дредноута. Значительная часть правды в этом есть. Хотя идея, что однокалиберная батарея наиболее подходит для стрельбы…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 7 comments